Рекомендации по установке и использованию гироприборов при полетах вне видимости естественного горизонта.
К полетам по приборам относятся полеты
днем:
1.
В условиях плохой видимости, не позволяющей определить пространственное положение ЛА по естественным ориентирам (горизонт или ровный нижний или верхний край облачности)
2.
Полеты в облаках (тумане или дымке)
3.
Полеты в горной местности в условиях, когда горы закрывают горизонт.
ночью:
1.
При отсутствии естественного освещения (луна)
2.
В условиях плохой видимости (невозможно определить горизонт)
3.
В облаках (дымка, туман)
4.
Над водной поверхностью (отражение звездного неба)
При оборудовании ЛА приборами для таких полетов следует знать и учитывать некоторые моменты. Необходимо позаботиться о надежности приборного оборудования. Надежность обеспечивается автономностью работы каждого прибора и по возможности приборы должны взаимно прямо или косвенно дублироваться, а также иметь независимые источники питания. Например: авиагоризонт косвенно дублируется ЭУПом и вариометром. Указатель скорости – авиагоризонтом, вариометром и указателем угла атаки. Высотомер – радиовысотомером или GPS или резервным высотомером. Может показаться, что это перестраховка, но такая иллюзия может возникнуть в теплой квартире, у компьютера. В полете, когда вы будете болтаться в облаках и шансы на продолжение вашей жизни будут напрямую зависеть от надежности приборов, мысль о перестраховке не покажется бредом. В последнее время появились электронные пилотажно-навигационные приборы, которые имеют несомненные преимущества перед механикой. Эти преимущества красочно и убедительно описаны многочисленными производителями и продавцами. Однако они имеют и недостатки, о которых никто не говорит, но которые нужно учитывать. Существуют отдельные приборы и комплексы, которые на одном мониторе отображают все пилотажно-навигационные приборы. Отдельные приборы по сути копируют механические, только за счет использования миниатюрных датчиков и микроэлектроники значительно снизился, их вес и себестоимость (не путать с ценой). Они отлично работают и обладают более высокой точностью, но имеют 2 небольшие черточки (минусы). Индикаторы на таких приборах как правило ЖКИ (жидкокристаллические), а они при температуре +5 градусов начинают лениво работать, а при температуре -10 градусов практически замерзают. Кроме того, они пропускают поляризованный свет, это актуально для тех, кто использует солнцезащитные очки фирмы «POLAROID», пилоты любят эти очки из-за того, что они очень хорошо защищают от бликования на солнце, и от яркого света облаков. Если в таких очках слегка наклонить голову вправо, то изображение на индикаторе пропадет, и он станет черным (можете проверить на мониторе вашего ПК). Второй минус, требуется электропитание, хотя эта задача легко решается. Пилотажные комплексы включают в себя блок датчиков и обработки сигналов, и большой цветной ЖКИ монитор, который устанавливается на приборной доске и графически изображает все необходимые данные. Внешне такая штука выглядит очень красиво, более того она еще и прекрасно работает. Особенно такие приборы нравятся любителям компьютерных авиасимуляторов. От них веет стремительным научно-техническим прогрессом уносящимся вдаль к неведомым галактикам. Производители акцентируют внимание на том, что собственно весь комплекс, это одна маленькая коробочка. В мыслях всплывают кабины лайнеров и боевых монстров с такими же графическими индикаторами. Однако попытаемся найти маленькие злобные черточки. В лайнерах и истребителях тоже стоят монитры, только не ЖКИ, а ЭЛТ (электронно-лучевые трубки), яркость свечения которых больше в разы, и тем не менее до сих пор не решена проблема «черного». При освещении ярким солнечным светом затрудняется считывание с индикатора, поэтому их стараются закрыть всевозможными козырьками и рекомендуют носить темную одежду, чтобы снизить бликование. Кроме того ЖКИ мониторы не могут работать при низких температурах и чувствительны к вибрации. В лайнерах и истребителях тоже стоят коробочки, только они,если их все собрать вместе, врятли влезут в коробку от телевизора. Среди этих коробочек будут и механические гировертикали и лазерные гироскопы и инерциальные платформы и индукционные датчики, и все это в 2х – 3х экземплярах, именно для повышения надежности. Из-за того, что предлагаемые комплексы являются одинарным устройством, страдает надежность, ведь в случае неполадки, есть большой риск остаться без приборов, без всех приборов. Поэтому, если предполагаются полеты по приборам в реальных плохих метеоусловиях, комплекс желательно дополнить отдельными приборами, как в общем и делается на лайнерах и боевых монстрах. Хочется привести 2 примера иллюстрирующих вышесказанное: В 2005 году в ЛИИ им. Громова поступил на испытание подобный комплекс одного иностранного производителя. Его установили на самолет СУ-27. В день облета стояла 10-ти бальная облачность с нижним краем 400-600 м. Облет выполнял наш известный опытнейший летчик-испытатель. После взлета, при выполнении задания произошел отказ комплекса, летчик испытатель сумел с горем пополам выскочить из облака, был поднят самолет лидер, Су-27 в плотном строю пробил облака и совершил посадку. После посадки в течение приблизительно 3х часов, в очень убедительной речи пилота из литературных слов изредка мелькали предлоги, местоимения и союзы. Случай из собственного опыта. В 1990 году самолет СУ-24. Ночь УМП 100 на 1. На взлете после отрыва, во время перевода в набор высоты при тангаже около 20 градусов, произошел отказ авиагоризонта. Удалось его определить по странной реакции на ручку. Удерживая самолет от крена по прибору ДА-200 (комбинация ЭУПА и вариометра) удалось перевести самолет в горизонтальный полет, выключить форсажи и перейти на резервную курсовертикаль. При оснащении ЛА для полетов по приборам, старайтесь обеспечить себя полетной информацией, при любых вариантах отказов энергетики, ПВД, обогрева кабины, отказа освещения. Затраченные на это силы и средства могут спасти вам жизнь.
Hosted by uCoz